ГлавнаяМедицинская библиотекаОбратная связь

Медицинская поисковая система

Главная Справочник по сексологии и андрологии ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Период жизни человека, на протяжении которого формируется половое самосознание, полоролевое поведение и психосексуальные ориентации личности.

В процессе индивидуального развития человека условно выделяют следующие возрастные периоды становления и динамики сексуальности:

  1. парапубертатный период (1 год - 7 лет) - период, в течение которого формируется половое самосознание (I этап психосексуального развития);
  2. препубертатный период (7-12 лет) характеризуется выбором и формированием стереотипа полоролевого поведения (II этап психосексуального развития);
  3. пубертатный период (13-18 лет) самый бурный в сексуальном развитии организма. Во время этого периода происходят половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо (первые две стадии III этапа психосексуального развития);
  4. переходный период становления сексуальности (16- 26 лет) характеризуется началом половой жизни, мастурбационной практикой, сочетанием сексуальных эксцессов с периодами абстиненции (последняя стадия III этапа психосексуального развития и завершение формирования сексуального либидо);
  5. период зрелой сексуальности (26-55 лет) отличается регулярной половой жизнью с постоянным партнером; вхождение в полосу условнофизиологического ритма половой активности;
  6. инволюционный период (51 год - 70 лет) -снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере, сочетающееся с регрессом либидо (до уровня эротической, а затем и платонической стадий).

Психосексуальное развитие начинается с первых месяцев жизни, в процессе его формируются половое самосознание, половая роль и психосоциальные ориентации.

Авторы выделяют критические периоды психосексуального развития человека ("кризисные периоды", "возрастные кризы"), во время которых повышаются риск заболеваемости и чувствительность к различным факторам, изменяется резистентность.

В пренатальный онтогенез критический период у человека приходится на 6-32-ю неделю внутриутробного развития. Главное значение возрастных кризов постнатального онтогенеза у человека состоит в "перестройке особенностей его психического развития". Для становления сексуальности и возникновения половых расстройств наиболее значимы такие периоды:

  1. парапубертатный (2-4 года);
  2. препубертатный (7-8 лет);
  3. пубертатный (12-15 лет);
  4. переходный (16 лет- 24 года).

Психосексуальное развитие - один из аспектов индивидуального психического развития. Он охватывает первые четыре возрастных периода становления и динамики сексуальности. Его окончание знаменует вступление в период зрелой сексуальности.

При этом формируются половое самосознание, полоролевое поведение и психосексуальные ориентации, в соответствии со становлением которых выделяют три этапа психосексуального развития.

  1. Формирование полового самосознания, осознание принадлежности к полу (1 год - 5 лет) происходит под влиянием микросоциальной среды, но в значительной степени - путем детерминированной половой дифференцировки мозга в пренатальный период.
  2. Формирование стереотипа полоролевого периода. На этом этапе (5-12 лет) происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка и идеалам маскулинности (или фемининности) микросоциальной среды. В этот период формируется характер.
  3. Формирование психосексуальных ориентации. На этом этапе (12-26 лет) начинается и достигает максимума функционирование эндокринной системы, в частности половых желез. На основе индивидуальных особенностей темперамента и характера формируется личность.

Из нарушений темпов и сроков психосексуального развития различают задержку (ретардацию), преждевременное психосексуальное развитие и девиации (см.) психосексуального развития.

По этиологии и патогенезу выделяют три варианта ретардации.

  1. Соматогенные задержки - наиболее глубокие и трудно корригируемые нарушения, имеющие биологическую основу. Грубые нарушения эндокринной системы приводят к полному выпадению сексуальных компонентов в психическом развитии личности.
  2. Психогенные задержки обусловлены нарушениями в становлении психики и могут наблюдаться при общем отставании психического развития или быть изолированными при своевременном созревании остальных ее компонентов.
  3. Социогенные ретардации психосексуального развития в большинстве случаев наблюдаются при гармоническом психофизиологическом развитии и бывают вызваны неправильным половым воспитанием (когда родители и педагоги считают все связанное с полом чем-то порочным и грязным и из лучших побуждений прививают эти установки детям).

Преждевременное психосексуальное развитие - раннее становление сексуальности, опережающее средние возрастные нормы и половое созревание. Основными его причинами являются соматические, психические и микросоциальные факторы.

К девиациям психосексуального развития относят следующие.

  1. Нарушения полового самосознания (аутоидентификации), проявляющиеся различными вариантами транссексуализма (см.).
  2. Нарушения стереотипа полоролевого поведения. К ним относятся: а) трансформация полоролевого поведения - формирование полоролевого поведения, свойственного другому полу, при правильном половом самосознании; б) гиперролевое поведение, характеризующееся чрезмерной акцентуацией некоторых особенностей половой роли.
  3. Нарушения психосексуальных ориентации - искажения направленности полового влечения и форм его реализации, то есть "половые извращения" (см.), "сексуальные перверсии" (см.), "парафилии" (см.).

Различают нарушения психосексуальных ориентации по объекту, возрасту и полу объекта. К нарушениям психосексуальных ориентации по объекту (замещающие нормальный объект) относятся нарциссизм (см.), эксгибиционизм (см.), скопофилия (см.), фетишизм (см.), зоофилия (см.), некрофилия (см.); к нарушениям психосексуальных ориентации по возрасту объекта - педофилия (см.), эфебофилия (см.), геронтофилия (см.); к нарушениям психосексуальных ориентации по полу объекта - гомосексуализм (см.).

Фоном, способствующим становлению нарушения психосексуальных ориентации и определяющим их выраженность, а в ряде случаев и клиническую картину, служат различные варианты психосексуального дизонтогенеза, которые заключаются в нарушении сроков и темпов становления сексуальности и в искажениях полоролевого поведения. В зависимости от фона выделяют следующие группы перверсий.

I. Транзиторные, заместительные парафилии наблюдаются при невозможности адекватно реализовать половое влечение (период юношеской гиперсексуальности, длительная изоляция в однополых коллективах, сексуальные расстройства и т. д.). Обычно они сочетаются с нормальным психосексуальным развитием и при первой же возможности половая жизнь нормализуется. Длительно существующие заместительные перверсии могут перерастать в истинные.

II. Перверсии, формирующиеся на фоне задержки психосексуального развития. Механизмы их становления имеют несколько вариантов.

  1. Свойственные ранним этапам развития сексуальные проявления существуют более длительное время, усложняются, обрастают новыми элементами, а на этапе формирования психосексуальных ориентации (в период гормональной перестройки) стойко фиксируются, становятся патологическими и замещают нормальное половое влечение.
  2. Задержка психосексуального развития на ранних этапах может выразиться в смещении сексуальных проявлений дет" Ского возраста на более поздний срок, когда они совпадают с формированием либидо и "сплавляются" с ним, искажая влечение.
  3. В связи с особенностями детского возраста сексуальные проявления ранних этапов могут оставлять наиболее яркие впечатления, особенно при подкреплении сильными эмоциями (страх, стыд и т. д.). На этапе формирования полового влечения, когда его реализация невозможна вследствие некоммуникативности, отсутствия адекватных объектов (однополые изолированные коллективы, чрезмерно строгая регламентация половой жизни и т. д.) или в связи с сексуальными расстройствами, эти воспоминания все чаще и чаще всплывают в фантазиях и мечтах и в конечном итоге "сплавляются" с либидо и перерастают в перверсные тенденции.

III. Перверсии, формирующиеся на фоне преждевременного психосексуального развития. В этих случаях психосексуальные ориентации формируются в более ранние возрастные периоды (парапубертатный и препубертатный), вследствие чего искажаются сексуальные проявления, свойственные возрасту. Психосексуальная реабилитация. Динамическая система взаимосвязанных медицинских, психологических и социальных компонентов, направленная на достижение конечной цели (восстановление статуса личности) особым методом, стержневым содержанием которого является обращение (апелляция) к личности больного.

Реабилитационную программу основывают на следующих принципах.

  1. Апелляция к личности больного, активное вовлечение больного в лечебно-восстановительный процесс, сотрудничество с врачом в достижении целей реабилитации.
  2. Разносторонность усилий (воздействий), направленных на разные сферы жизнедеятельности больного (семья, работа, досуг и т. д.) с целью изменения отношения к себе, к своей болезни и к своему микросоциальному окружению.
  3. Единство биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия и др.) и психосоциальных (психотерапия, трудотерапия и др.) воздействий.
  4. Последовательность (этапность) и "ступенчатость" прилагаемых усилий, воздействий и проводимых мероприятие, Любые воздействия, в том числе и психосоциальные, необходимо дозировать с постепенным, "ступенчатым" переходом от одного к другому.

А. Люлько, 1994

"ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ" - термин из раздела Справочник по сексологии и андрологии

©Эффективная медицина
2004-2020